Ни для кого не секрет, что качество коммунальных услуг, предоставляемых управляющей компанией, оставляет желать лучшего. Нередко коммунальные службы вовсе не выполняют свои обязанности, игнорируя жалобы владельцев квартир и частных домом. В результате у многих жильцов вовсе «опускаются руки» от безвыходности ситуации. Куда и как пожаловаться на коммунальные службы, чтобы реально решить жилищные проблемы?
Причины для подачи жалобы
В квартире, жилом доме и на прилегающей территории должны быть созданы и поддерживаться такие условия, чтобы человек не испытывал никаких проблем с нормальным, размеренным, полноценным образом жизни. Причины жаловаться на управляющую компанию могут быть самыми разными:
- отсутствие или постоянные перебои подачи горячей или холодной воды;
- недостаточное отопление помещения (холодные или еле теплые батареи);
- частые отключения электроснабжения или постоянные скачки напряжения;
- плохое состояние подъездов и прилегающей к дому территории;
- отсутствие или нарушение сроков проведения ремонта;
- нарушения, связанные с санитарным состоянием многоэтажного дома (повышенная влажность, наличие грибковых образований и прочее);
- необоснованное увеличение тарифов на жилье.
Это лишь наиболее распространенные причины жаловаться на управляющую компанию. Список может быть значительно расширен в зависимости от конкретных условий обслуживания жилищного фонда.
Куда жаловаться на коммунальные службы?
Управляющая компания обязана выполнять нормы законодательства, регулирующие ее деятельность. Если потребитель коммунальных услуг столкнулся с нарушением его прав, он имеет право пожаловаться в определенные законом контролирующие, надзорные инстанции.
В порядке очередности заявление с жалобой, претензией или ходатайством подается в следующие организации:
- Управляющая компания.
Если возникает какая-либо жилищная проблема, как правило, люди звонят в коммунальную службу с просьбой или требованием ее решить. Однако для подачи жалобы в вышестоящие инстанции одних звонков недостаточно. Нужно подать письменное заявление. Ответ в управляющей компании должны дать в течение 10 дней.
Зачем же жаловаться в коммунальную службу на ее же действия или бездействие? Это необходимо для того, чтобы иметь доказательство обращения в первую инстанцию, поскольку некоторые вышестоящие ведомства интересуются, как решалась данная проблема управляющей компанией.
Если жалоба подается лично, то она должна быть зарегистрированная в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя.
- Жилищная инспекция.
Это надзорное ведомство имеет широкие полномочия: контролировать законность и правильность предоставления коммунальных услуг, совершать проверки жилищного фонда, предупреждать и пресекать любые нарушения в сфере жилищного законодательства.
В инспекцию жильцы могут обращаться без предварительной регистрации заявления в управляющей компании. Срок рассмотрения жалобы или претензии составляет 30 дней.
- Роспотребнадзор.
При обращении в эту инстанцию вы должны вместе с заявлением приложить копию жалобы, которую подавали в управляющую компанию, а также ее ответ на вашу претензию. В заявлении желательно указать конкретные нормативные акты, которые нарушили коммунальные службы. Если управляющая компания не соблюдает права потребителей коммунальных услуг, то Роспотребнадзор обязан их защищать.
- Федеральная антимонопольная служба.
В ФАС можно обратиться в случае, когда неправомерно или необоснованно поднимаются тарифы на жилье. Для подачи заявления в ФАС нет надобности предварительно подавать жалобу в коммунальную службу.
- Прокуратура.
Если спустя 30 дней после подачи заявления вышеперечисленные организации не дали ответа, если их последующие действия не соответствуют законодательству, то гражданин вправе обратиться в прокуратуру. Являясь надзорным органом, прокуратура должна контролировать законность деятельности государственных организаций. В частности, управляющая компания может быть привлечена к административной ответственности при несоблюдении санитарных требований или правил содержания жилого фонда.
- Суд.
В судебную инстанцию обращаются в том случае, если в результате действий или бездействия коммунальных служб нанесен материальный ущерб жильцам. Исковое заявление составляется в соответствии с требованиями Гражданско-процессуального кодекса. Кроме того, нужно предоставить доказательную базу, подтверждающую виновность коммунальных служб. В ходе судебного заседания истец может попросить суд (помимо выплаты материальной компенсации) обязать управляющую компанию устранить все недостатки.
Как правило, дело не доходит до прокуратуры и суда, если не причинен материальный ущерб жильцам. Главное, правильно составить жалобу, своевременно подать ее в нужную инстанцию, а также представить доказательства нарушений коммунальными службами своих обязанностей.
Как правильно составлять и подавать жалобу?
Несмотря на отсутствие жестких требований к написанию заявления (жалобы, претензии, ходатайства), при составлении этого документа необходимо придерживаться общих правил делового документооборота. Так, «шапка» должна содержать наименование организации, в которое направляется заявление, фамилию и инициалы должностного лица, а также ФИО заявителя. Кроме этого, указывается адрес, по которому зарегистрирован человек, подающий жалобу.
В основной части описываются нарушения, которые допустила управляющая компания, или обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении договорных обязательств по обслуживанию жильцов. После чего нужно указать, что вы просите устранить выявленные недостатки, поскольку это является нарушением условий договора, заключенного с управляющей компанией.
В заключительной части ставится подпись заявителя и дата, когда было подано заявление. Если подается коллективная жалоба, то ставятся подписи всех участников с указанием их фамилий.
Заявление можно подать одним из трех способов: на личном приеме должностного лица, почтой или путем заполнения типовой формы, которая находится на официальном сайте организации. При обращении в вышестоящую инстанцию срок рассмотрения жалобы составляет 30 суток с момента ее подачи.
Совет в заключение
Если вы хотите быстро и эффективно решить возникшую проблему, то не стоит ждать истечения срока, установленного для рассмотрения жалобы. Подавайте заявления одновременно в несколько инстанций. Во-первых, появляется больше шансов, что хотя бы в одном из ведомств быстро решат ваш вопрос. Во-вторых, руководитель коммунальной службы постарается поскорее устранить проблему, чтобы избежать незапланированных служебных проверок.
Главное, правильно составить заявление, подготовить доказательства нарушения законодательства, договорных обязательств и ваших прав. Возможно, придется воспользоваться помощью юриста.